Ауа райы
Мерекелер

ШизофренияВалентин Гаврилович Нечаев

Какие методы лечения шизофрении используются в современной медицине, что происходит с ощущением Я у больного и кто из великих композиторов страдал этой болезнью.


Актер Рассел Кроу в роли американского ученого Джона Нэша в фильме «Игры разума» (DreamWorks Pictures, Universal Pictures — 2001). Джон Нэш, лауреат Нобелевской и Абелевской премий, на протяжении всей жизни боролся с шизофренией.

Шизофрения — это психическое заболевание, при котором больной утрачивает единство психических функций: мышление, эмоции, моторику. Название болезни происходит от греческого σχίζω («расщепить») и φρήν («разум») и связано с диссоциацией психических функций, лежащих в основе заболевания. Шизофрения проявляется невротическими, бредовыми и галлюцинаторными расстройствами, а также изменениями личности — снижением психической активности и эмоциональным обеднением. Как самостоятельную болезнь шизофрению впервые выделил немецкий психиатр Эмиль Крепелин в начале XX века.

Проявления шизофрении

Шизофрения крайне разнообразна в своих проявлениях. Известны непрерывно текущие и приступообразные формы. Центральное место среди непрерывных форм занимает юношеская злокачественная шизофрения. Этот вид болезни возникает в пубертатном возрасте, то есть в период полового созревания юношей, и проявляется падением психической активности и угасанием эмоциональных реакций. Другая непрерывная форма — параноидная шизофрения, которая проявляется бредовыми расстройствами и галлюцинациями. Среди непрерывно текущих форм выделяют еще и вялотекущую шизофрению, при которой преобладают неглубокие невротические расстройства и нерезко выраженные изменения личности. Невротические расстройства при вялотекущей шизофрении могут проявляться навязчивостями, явлениями деперсонализации, при которых больной ощущает раздвоение своего Я, сомнением больного в его существовании в реальном мире или ощущением утраты чувств к близким.

Иногда шизофрения протекает в виде приступов. В одних случаях это благоприятная рекуррентная шизофрения, где наряду с легкими приступами возникают ремиссии, во время которых больной сохраняет свой социальный статус, не утрачивает чувств к близким и является почти здоровой личностью. В других случаях, при приступообразно-прогредиентной шизофрении, наблюдается большое разнообразие приступов, а изменения личности более выражены, чем при рекуррентном течении.

Современные методы лечения болезни

Границы распространения шизофрении определяются в связи с позицией, которую занимает та или иная психиатрическая школа. Если в одних странах признается диагноз вялотекущей шизофрении, то в других эти случаи расцениваются как психопатии или акцентуация личности; если одни психиатры признают существование приступообразных форм шизофрении, то другие расценивают их как атипичный маниакально-депрессивный психоз, или третью — эндогенную болезнь. В связи с различными взглядами на границы шизофрении страдающих этой болезнью в США значительно меньше, чем во многих странах Европы.

Основной метод лечения больных шизофренией — психофармакология. В 50-х годах XX века появились препараты, эффективные для лечения как психозов, так и других проявлений болезни. Одним из первых психофармакологических средств был отечественный препарат «Аминазин», далее круг препаратов расширялся, и появились такие средства, как «Стелазин» и «Галоперидол», а в последнее время широкое распространение получили «Зипрекса», «Рисполепт», «Сероквель». Появился также широкий круг антидепрессантов, воздействующих на различные виды депрессий, — «Амитриптилин», «Мелипрамин», «Ремерон» и другие. Чтобы предотвратить рецидивы, используют так называемую поддерживающую терапию, которая необходима в ремиссии для поддержания состояния, которое было достигнуто при стационарном лечении. Психотерапия также имеет место в лечении шизофрении. Метод психокоррекции тоже получил широкое распространение.

Больные шизофренией часто боятся сознаться в наличии у них каких-то психических расстройств. Но с точки зрения медицины шизофрения рассматривается так же, как и все остальные болезни, требующие соответствующего лечения. Реабилитация в психиатрии является составной частью лечения и представляет собой длительный и трудоемкий процесс, участниками которого наряду с больным выступают психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники, трудотерапевты. Реабилитационные мероприятия дифференцируются в зависимости от форм заболевания, степени сохранности больного, а также вида психиатрической помощи: госпитальной, полустационарной, амбулаторной.

Причины развития шизофрении

Существуют различные гипотезы этиологии шизофрении: биологические, социальные, психологические и даже экологические. Эти гипотезы не исключают друг друга, и причины шизофрении могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов — например, генетической предрасположенности в сочетании с действием какого-либо вируса на стадии внутриутробного развития. Большинство исследователей считают, что шизофрения — заболевание с генетической предрасположенностью, которая реализуется под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды: токсических, инфекционных, гипоксических, психогенных. Болезнь может быть наследственной, но это необязательно. Все зависит от генетической мозаики. Но на сегодняшний день предугадать, будет ли ребенок болен шизофренией или нет, практически невозможно. Генетические консультации, которые существуют сегодня, далеки от истины. У больных людей часто рождаются здоровые дети, которые могут отличаться некоторыми особенностями, но не более того. И наоборот, встречается много случаев, когда у совершенно здоровых родителей рождается ребенок с психическими особенностями.

Когда ученые только начали описывать эту болезнь, они называли ее плюригландулярной недостаточностью и обращали внимание на нарушение эндокринной системы. Если больной, страдающий шизофренией, начинает резко полнеть, это расценивается как неблагоприятный признак воздействия на эндокринную систему. Одни пациенты начинают полнеть, другие худеют. Меняются половые функции, когда либидо исчезает или резко уменьшается, нарушается менструальный цикл у женщин. При этом никаких нарушений сердечной деятельности обычно не наблюдается.

Психиатрии известно много случаев, когда больные, страдающие шизофренией, вели нормальную жизнь, в том числе профессиональную и творческую, а иногда были выдающимися людьми в своей области. Достаточно вспомнить Всеволода Гаршина, Константина Батюшкова, Кнута Гамсуна и многих других выдающихся писателей, художников Эдварда Мунка, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, композитора Роберта Шумана, пианиста Гленна Гульда. Как правило, шизофрения не толкуется как двигатель творчества. Но ученые считают, что эта болезнь часто развивается у исходно талантливых людей.


Александр Тиганов

доктор медицинских наук, академик РАН, научный руководитель Центра Психического здоровья РАН

 

Ссылка на оригинал:http://postnauka.ru/faq/58821

http://vrachirf.ru/concilium/19925.html

О медицинских знанияхЮлия Валентиновна Королевич


Медицина, наука очень сложная. Чтобы стать хорошим специалистом, учиться необходимо практически постоянно. И на мой взгляд, медицинскими знаниями, даже самыми начальными, элементарными, должен обладать каждый человек.

Я помню как в студенческие времена для меня многое становилось открытием. А синдром третьего курса, знаете о таком? Когда стали изучать "пропедевтику внутренних болезней", а потом и сами заболевания на "внутренних болезнях", казалось, что у тебя есть симптомы всех болезней....И на какую бы кафедру ни приходили заниматься, всегда что-то обнаруживали у себя самого. А еще, не знаю как у вас, а у меня был период, когда мне снились процессы происходищие в организме в той или иной ситуации. Например на 2м курсе мне снился цикл Кребса. Причем все формулы представлялись как живые организмы, вроде бактерий, которые превращались в ходе процесса в новые формулы. А первая практика-сестринская. У нас некоторые, бывало, неимоверно радовались, научившись выполнять внутривенные и внутримышечные инъекции, останавливать кровотечение, делать перевязки и т.д. Затем врачебная, когда ты начинаешь применять полученные теоретические знания на практике и вдруг понимешь, что 90% пациентов никогда не болеют как по книжке, и лечение не всегда стандартное, и что человеческий организм индивидуален.

Обладать медицинскими знаниями-это одно из высочайших привелегий человека. Но я глубоко убеждена, что начальный уровень, элементарные вещи необходимо преподавать в школе. Мне кажется, что каждый должен знать в общих чертах симптоматику жизнеугрожающих ситуаций, уметь сориентироваться в экстренной ситуации. Каждый должен уметь выполнять в/м и в/в инъекции, уметь делать перевязки. Обладая подобным минимумом, человек увеличивает шанс на выживание при возникновении экстренной ситуации.

Но есть тут и обратная сторона. Это самоуверенность. Не редко она приводит к плачевным последствиям. Оценить, верно ли принято решение и правильно ли сделаны шаги не каждому дано.

Но как бы тяжело нам не было в жизни, на работе, в случае "апокалипсиса" у нас -медиков больше шансов выжить, чем у всех остальных.

http://vrachirf.ru/concilium/19074.html

"Просто о сложном" - Стеноз трёхстворчатого клапана

Кровообращение плода имеет свои особенности. Они связаны с тем, что в период внутриутробного развития дыхательная и пищеварительная системы практически не функционируют и плод вынужден получать все необходимые для жизни и развития вещества с кровью матери. Смотрите подробности в видео!


"Просто о сложном" - Аортальный стеноз

"Просто о сложном" - Митральная недостаточность

"Просто о сложном" - Гемодинамика при пороках сердца. Митральный стеноз.

Валентин Гаврилович Нечаев

Психолог Наталья Кисельникова об исследованиях психотерапевтических методов и роли личности пациента и терапевта при лечении.


Какие существуют критерии оценки эффективности психотерапии? Какие возникают проблемы при оценке различных направлений? Насколько эффект от психотерапии зависит от личностных особенностей пациента? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

Не секрет, что все медицинские препараты проходят очень длительные испытания сначала на животных, потом на людях, прежде чем их запускают в действие. И только когда действительно доказывается их эффективность и люди убеждаются, что нет каких-то особых побочных эффектов, страшных противопоказаний, тогда говорят, что можно ими пользоваться. Что касается психотерапевтических методов лечения, то здесь все не так просто. Психотерапия — это не таблетка, которую можно дать человеку, а потом посмотреть, что с ним будет в ближайшей и отдаленной перспективе. На сегодняшний день, по приблизительным оценкам, существует около 400 направлений психотерапии для взрослых и около 200 для детей и подростков.

Начиная с 50–70 годов XX века и по сегодняшний день было проведено много масштабных метаанализов, и было показано, что психотерапия более эффективна, чем плацебо-эффект, более эффективна, чем спонтанная ремиссия. Действительно, это что-то, что дает возможность человеку улучшать свою жизнь. Но тут же возникает вопрос: если это так, то какой метод психотерапии лучше? Какой эффективнее? Мы уже сказали, что это не таблетка, не какой-то изолированный инструмент — нельзя взять отдельный метод психотерапии или психотерапевтическую технику, применить ее к человеку и посмотреть, что будет. Психотерапия — это обычно очень сложный, комплексный процесс, это совместная работа, которая во многом зависит и от личности психотерапевта, и от личностных особенностей клиента. И поэтому провести исследование, которое проводится в медицине, — то, что называется рандомизированным контролируемым исследованием, когда выделяются две группы: контрольная и экспериментальная — они формируются случайным образом, и в одной, и в другой группе существуют клиенты разного возраста, пола и так далее, то есть эксперимент действительно соответствует всем критериям хорошего эксперимента, — в психотерапии часто просто невозможно. И уж вообще невозможно говорить о двойном слепом методе исследования, когда участники не знают, что за ними наблюдают.

Очень важны благоприятные условия, терапевтические отношения, особо поддерживающая, принимающая атмосфера, которая создается в процессе психотерапии между клиентом и терапевтом. Если это есть, это уже позитивно действует на психологическое состояние человека. Второе — это личностные особенности клиента. То есть существуют люди, которые с большей вероятностью получат хороший эффект от психотерапии. Это люди более зрелые, с хорошей способностью к самоанализу и с довольно устойчивой нервной системой. Безусловно, существуют еще и личностные качества терапевта, которые располагают к хорошему эффекту, они тоже были выявлены: это способность к эмпатии, то есть сопереживанию, принятию человека, это способность к рефлексии, то есть осмыслению того, что он говорит.


Наталья Кисельникова

кандидат психологических наук, заместитель директора по науке ФГНУ "Психологический институт", заведующая лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии

Ссылка на оригинал:http://postnauka.ru/video/34953



Видеозапись виртуального мастер-класса по применению новых оральных антикоагулянтов в лечении венозной тромбоэмболии

http://vrachirf.ru/company-announce-single/16710

https://www.youtube.com/watch?v=qbwMmWYCqmk

Назад Вперед